Илларион Константинович Белоусов

Морской офицер, командир парохода «Сестрица» Илларион Константинович Белоусов, 33 года отдавший служению России, в течение всей жизни с честью нес высокое звание офицера и достойно выполнял свой воинский и гражданский долг. За заслуги перед Родиной он награжден орденами, медалями и знаками отличия как свидетельство преданного исполнения возложенных на него обязательств во благо Отечества, народа и Государя. Является кавалером орденов Святого Станислава 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени, за 25 лет служения в Военно-морском флоте России награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а также Бронзовой медалью в память Крымской войны 1853-1856 годов, Крестом за службу на Кавказе и Темно-бронзовой медалью в память Турецкой войны 1877-1878 годов.

Продолжавшаяся почти полвека война на Кавказе оставила свой след и в жизни Иллариона Константиновича. 26 июня 1858 года на шхуне «Анапа» он участвовал в боевой операции против горцев в устье реки Вулан. За проявленные мужество и военное мастерство 8 сентября 1859 года он удостоен знака отличия военного Ордена под № 6872.

Родился Илларион Белоусов 6 июля 1837 года в Херсонской губернии в семье обер-офицера православного вероисповедания. Двенадцатилетним мальчиком определен родителями в Черноморскую Штурманскую роту кадетом. Было это 7 июня 1849 года. А с 22 мая 1854 года в возрасте 17 лет началась его действительная служба в морском флоте России в качестве кадета 1-го класса.

Спустя три года, 10 июня 1857 года, Иллариону пожаловали звание кондуктора.

В военном флоте царской России это воинское звание обычно присваивалось унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим определенный экзамен (прим. ред.).

Белоусов был переведен в унтер-офицеры того же морского корпуса 21 марта 1860 года, а затем, 17 июня 1861 года, снова произведен в кондукторы. Через 20 дней назначен в 3-й сводный Черноморский Флотский Экипаж.

19 августа 1863 года Иллариону было присвоено звание прапорщика. Через неполных семь месяцев молодой офицер переведен на службу в 1-й Черноморский сводный Флотский Экипаж. 1 января 1869 года он стал подпоручиком и вскоре, 25 июля 1870 года, был зачислен в состав Черноморского Экипажа. Приказом Главного командира Николаевского Порта за № 273 30 июня 1871 года командирован в Санкт-Петербург в Штаб броненосной Эскадры на время ее плавания с целью ознакомления с типом, устройством и управлением броненосных судов. 6 сентября 1873 года зачислен во 2-й Черноморский Флотский Его Королевского Высочества Герцога Эдинбургского Экипаж и через полгода удостоен звания поручика.

Женат Илларион Константинович первым законным браком на вдове умершего поручика Княжевича – Александре Васильевой. От этого брака рождены четверо детей: дочери Юлия (1 апреля 1874 года), Лидия (18 октября 1876 года), Ольга (4 мая 1879 года) и сын Виктор (14 июня 1884 года). Супруга и дети также православного вероисповедания.

18 июля 1878 года Приказом Главного командира Черноморского Флота и портов за № 351 Илларион Константинович назначен временно заведующим тендером «Буг».

«Буг» – парусный тендер (судно) Черноморского флота (длина 25 м, ширина 6,1 м, осадка 1,4 м; водоизмещение 111/210 т (проектное/фактическое). Корпус железный. Заложен в 1849 году в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду в 1850 году. В 1861 году зачислен в составе Черноморского флота. В 1862-1879 годах выполнял гидрографические работы на Черном море и реке Буг. 18 декабря 1879 года отчислен к Николаевскому порту. По состоянию на 1902 год именовался как «плавучий маяк № 1». (прим. ред.)

Через полгода Приказом за № 146 Белоусов произведен в звание штабс-капитана, а еще через 20 дней, 23 января 1879 года, назначен временно командующим лоцмейстерским тендером «Буг». Доверие руководства Черноморским флотом к офицеру все более возрастало, и очередным приказом 7 февраля 1879 года он назначается командующим тендером «Буг» и Лоцмейстерскою Днепровско-Бугской дистанцией.

(это были организации, напоминающие современные гидрографические районы и участки – прим.ред.)

А ровно через год, 18 марта 1880 года, Илларион Константинович стал уже лоцмейстером Бугско-Днепровской дистанции на паровых катерах «Игрушка» и «Русалка». Еще через год принял командование пароходом «Сестрица» с переводом в Черноморский Флотский Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Экипаж. Произошло данное событие 7 февраля 1881 года. В последний день того же года И.К. Белоусов назначается заведующим сигнальными береговыми станциями, расположенными между Очаковом и Николаевым. А 1 января 1883 года Высочайшим Приказом за № 117 за отличие по службе возведен в звание капитана.

За долгую безупречную и отчасти жертвенную службу Иллариону Константиновичу неоднократно приходилось бывать в различных форс-мажорных обстоятельствах в походах против неприятеля, нередко – в молниеносно меняющихся погодных условиях и даже в длительном осадном положении в г. Николаеве. Нигде и никогда он не терял присутствия духа и всегда выходил победителем. Ранен и контужен не был. Однако будучи уже командующим тендером «Буг» в авральной ситуации не смог уберечься от сорванной шквальным порывом ветра планки от гротовых эренсталей и сильно ушиблен в ногу и правое плечо. Спустя шесть лет капитан Белоусов при отдаче якоря вторично был ушиблен цепным крюком в правую ногу. По последствиям этих травм, согласно заключению Военно-медицинского ученого комитета, признан имеющим право на причисление к третьему классу раненых (то есть к третьей группе инвалидности).

Морской подполковник в отставке по состоянию здоровья Илларион Константинович Белоусов за время своей службы провел непосредственно в плаваниях, вдали от родных берегов, 3022 дня, или 100 месяцев и 22 дня.

Начислена пенсия в чине подполковника с правом ношения мундира 1619 рублей в год.